читать дальше

Тут у нас представлено кимоно в полной сборке с обозначением отдельных деталей.
Некоторые из этих деталей (самые необходимые, на мой взгляд) помечены циферьками. Их-то я вам сейчас и перечислю.
1 - "датэ-эри" - дополнительный воротник верхнего кимоно, "подворотничок", если по-армейски.
2. - "эри-авасэ" - место, где края воротника накладываются один на другой (левая пола кимоно - на правую), "перекрестье" на груди.
3. - "хан-эри" - пришивной воротник джюбана (нижнего кимоно), видимый спереди и в "декольте" на спине.
4. - "эри" - собственно, воротник кимоно.
5. - "оби-агэ" - шарфик из тонкого шелка, газа или шифона, повязываемый поверх пояса оби, маскирует подвязки и крепеж пояса.
6. - "оби-джимэ" - шнур из шелковых нитей, завязываемый поверх оби, чтоб вся конструкция не развалилась.
7. - "таби" - носки с отделенным большим пальцем.
8. - "дзори" - одна из разновидностей шлепанцев, носимых с кимоно.
9. - "оби" - собственно, пояс кимоно.
10. - "содэ" - рукав кимоно.
11. - "оби/о-тайко" - узел пояса, называемый "барабанчик". Если узел завязан по-другому, то и название будет другим. Но "тайко" - пожалуй, самый распространенный и демократичный. Подходит под любой вид кимоно и для любого возраста.
12. - "мон" - герб семьи, к которой принадлежит дама. Монов на кимоно может быть 1, 3 или 5. В зависимости от положения на кимоно могут быть: "сэ-мон" - в центре спины, "содэ-мон" - на рукавах сзади, "муна-мон" ("даки-мон") - спереди на обеих сторонах груди.
13. - "хиёку" - краешек датэ-эри, выступающий за край воротника.
Картинки 2 (слева) и 3 (справа).


Нижнее белье для кимоно и "крепеж" - то, на чем это вся куча шелка держится и чем придается необходимый силуэт.
На картинке 2:
- в правой части ближе к центру, белые "рубашка" и "юбка с запАхом" - "нибушики-джюбан" - нижнее кимоно, разделенное на две части, верхнюю и нижнюю.
- в правой части ближе к правому же краю, розовый "халатик" - "нага-джюбан" - тоже нижнее кимоно, но не отделенное.
- в правой части внизу - "тсуке-содэ" - верхняя часть нибушики-джюбана со съемными рукавами, иногда - на молниях. Цвет рукавов можно подобрать в тон к кимоно, не обязательно белое. Рукава-содэ для такой "рубашки" можно приобрести отдельно.
На левой части картинки 2 сверху вниз:
- "эри-шин" - полоска ткани, прикрепляемая к нижней части воротника нага-джюбана на спине строго по центру. Используется как вспомогательная деталь. Позволяет облегчить процесс надевания кимоно тем, что с помощью этого "отвеса" можно четко определить центральную линию кимоно на спине и регулировать величину "декольте" на спине.
- "химо" или "коши-химо" - подвязки-пояски для кимоно и нижнего белья под кимоно. Для комплекта должно быть 3-4 штуки.
- "датэ-джиме" - нижние пояса из тонкого шелка, муслина или хлопка. Фиксируют линию талии на нижнем кимоно и собственно кимоно под оби, не давая расползаться форме. В комплекте должно быть 2 штуки.
- "оби-ита" - жесткая картонка, обшитая тканью. Подкладывается под пояс оби спереди, чтоб жестко держал форму и не складывался на талии.
- "оби-макура" - подушка под оби. Подкладывается внутрь узла "тайко", чтобы придать округлую форму.
На картинке 3:
- слева, верхнее - "хада-джюбан" - рубашечка-распашонка под кимоно, без воротника. Рукава обычно не длиннее, чем до локтя.
- слева в центре - "сусоёке" - нижняя юбка под кимоно. Чуть ниже колен.
- справа сверху - специальный лифчик для кимоно. От обычного отличается шириной и целью: если обычный лифчик должен подчеркнуть наличие бюста, то лифчик для кимоно должен максимально возможным образом загладить эти досадные выпуклости. Можно заменить и простым лифчиком, но на размер-другой чашечек поменьше и безо всяких пуш-апов и прочего поролона.
- справа пониже - "ванпис" - нижнее платье. Обе части нижнего белья под кимоно, соединенные в одну вещь.Обычная комбинация, но с рукавами.
- в самом низу - полотенца для ликвидации талии и превращения фигуры в ровный столбик. В зависимости то того, насколько проблема запущена, может понадобиться от одного до трех и больше полотенец. Одно полотенце обязательно прикрепляется на грудь, опять-таки, чтоб загладить ее до полного видимого отсутствия. Два других наматываются на пояс спереди и сзади.
Несколько моментов, которые надо отметить:
Сначала надевают нижнее белье - трусы (тут не указано, но их никто не отменял!) и лифчик,обычный или нет - что есть.
Потом - сусоёке и хада-джюбан, которые по сути тоже - нижнее белье.
Приматываются полотенца.
Надевается нага-джюбан - нижнее кимоно.
Сусоёке и хада-джюбан обычно делают белого или телесного цвета из гигроскопичных материалов типа хлопка, чтобы хорошо впитывали пот и позволяли коже дышать.
Нага-джюбан - обычно шелковый, бывает белого, розового, красного цветов традиционно (с мелким рисунком или без) и любого возможного цвета в современной действительности. Зависит от ситуации и общего комплекта кимоно. Поскольку нага-джюбан обычно немного виден (воротник, в разрезах рукавов, в отвороте нижнего края кимоно) сочетание по цвету с верхним кимоно - совершенно необходимо.
Рукава-содэ иногда в наше время бывают и украшены кружевом по внешнему краю, который виден в разрез рукава.
К воротнику нага-джюбана (обычно простому и гладкому) часто пришивают дополнительный - хан-эри - белый или другого подходящего цвета, вышитый шелком. Для красоты и особой торжественности. Сочетание цвета и рисунка вышивки также должно гармонично укладываться в общую картину.
Картинка 4.

Оформление воротника (воротников?).
Сверху - слева - цветные накладные хан-эри с вышивкой. Справа - белый хан-эри, видимый в отворотах кимоно.
Снизу - слева - датэ-эри - "подворотнички" для воротника верхнего кимоно. Подшиваются к изнанке воротника так, чтобы снаружи была видна узкая полоска. Используется не всегда, но при правильном использовании такая простая деталь может довольно сильно поменять общий эффект. Нуждается в строгой цветовой координации с прочими деталями костюма.
Справа - недавняя мода: кружевные хан-эри. Подходит далеко не к каждому виду кимоно, но смотрится очень красиво (если правильно подобран весь комплект). Обычно в ходу у молоденьких девушек.
Картинка 5.

Оформление пояса оби. Оби-агэ.
Сверху - для официальных и парадных ситуаций. Цветное кимоно сочетается с цветным же оби-агэ, но бледных тонов. Черное кимоно - с белым или очень слабо тонированным оби-агэ.
По середине - для неформальных случаев оби-агэ может быть ярких, контрастных цветов и с мелким рисунком. Должно хорошо сочетаться с поясом оби и самим кимоно, конечно.
Здесь не указано, но в последнее время появилась мода и на кружевные оби-агэ. Понятно, для конкретно неформальных случаев и для молодых девушек большей частью.
В самом низу предлагается также для неформальных случаев использовать в качестве оби-агэ шелковые цветастые шарфы и платки (если они подходят по размеру и цвету).
Картинка 6.

Оформление пояса оби. Прочие детали.
Справа - оби-джиме. Шнурок из шелковых нитей, скрепляющий всю конструкцию пояса оби. Может быть круглый, плоский или квадратный в сечении.
Самый верхний рисунок по центру - виды оби-джиме, подходящие для особо торжественных и формальных случаев. Как видите, цвета - белый или очень светлый с золотой или серебряной нитью.
Ниже - цветные оби-джиме для полу-формальных ситуаций. Обычно сочетаются по цвету с общим тоном кимоно.
Еще ниже - цветные оби-джиме для неформальных случаев. Большой простор для цветовых сочетаний. Может быть и контрастных цветов, и совпадающих.
С правой стороны показы варинаты оби-джиме по толщине и фактуре.
Слева, за чертой - мелкие аксессуары, украшающие пояс оби.
В самом верху - оби-домэ - брошки на пояс, цепляемые на оби-джиме. Если собираетесь использовать такую брошку (или пряжку?), оби-джиме, на который она и цепляется, лучше брать тонкий и плоский.
Брошки эти могут быть как маленькими и скромными, так и довольно крупными, украшенными драгоценными камнями. Очень часто подбираются по сезону или по поводу.
Ниже - оби-казари - украшения для оби. Такие вот висюльки, похожие на те, что цепляются к мобильным телефонам или ключам. Только более тонко сделанные и красиво украшенные. Обычно имеют петельку, в которую можно продеть химо - подвязку для пояса. На этом и держатся. Обычно располагаются с правой стороны.
Также используются и нэцкэ: с одной стороны - красивая маленькая фигурка-скульптурка, которая свисает на пояс и видна снаружи. А с другой стороны к фигурке на цепочке-веревочке присоединены, например, часики, которые прячутся за поясом. Как и прочие декоративные висюльки, располагается справа.
В самом низу слева - необходимая деталь, особенно для формального костюма - веер "сэнсу". Заправляется за пояс оби так, чтобы снаружи был виден кусочек рукоятки в 2-3 см длиной, с левой стороны.
Веера эти утилитарного значения не имеют. Их не пользуют для обмахивания себя или кого-либо еще. Чисто формальная деталь костюма. В некоторых случаях используются для выражения субординации.
Картинка 7.

Носки и обувь.
Сверху - варианты носков таби.
Крайние справа - белые таби, подходящие под любой случай и любой вид кимоно (кроме, пожалуй, юкаты, с которой обычно носят дзори на босу ногу).
Рядом - слабо тонированные таби, очень бледных нейтральных тонов, бежевого или кремового. Обычно одного цвета с оби-агэ, датэ-эри и оби-джиме, если дело касается формальных или полуформальных ситуаций.
Следующие - носки цветные и с рисунком. Только для неформальных ситуаций и видов кимоно. Остро нуждаются в правильном цветовом сочетании с прочими деталями ансамбля. Попадались варианты, когда носки повторяли цветом нижнее кимоно, нага-джюбан. Или один-два тона из основных тонов кимоно.
Крайние слева - носки цветные стреч. Из современных материалов, без застежки сзади. По цветовым сочетаниям и использованию - так же, как обычные цветные таби.
Нижняя половина - варианты формальных дзори, шлепанцев для кимоно. Высота "платформы" зависит от роста той, которая носит эту обувку. Но разница не особо велика. Дзори выше 5 см не бывает.
Черные дзори обычно идут для траурного комплекта.
Дзори другого цвета нуждаются в цветовом согласовании с прочими деталями ансамбля. В первую очередь это касается "веревочек"-ремешков.
Картинка 8.

Другие виды обуви для кимоно.
Гэта. От дзори, которые в центре, отличаются наличием отделенного каблука. Или даже двух, как на рисунке сверху по центру (татэ-гэта). Бывают как полностью деревянные, лакированные или окрашенные, так и с верхней поверхностью, сплетенной из мягких сортов тростника - "татами-омотэ гэта". Современные гэта делают и из винила, но такую обувку используют только для неформальных ситуаций, для юкаты чаще всего.
Чем формальнее обувь, тем более гладкой и светлой должна быть верхняя поверхность.
Снизу справа показаны разновидности дзори. По высоте "платформы", по материалу.
Снизу по центру - сменные ремешки для дзори. Можно подбирать под конкретный комплект. Видно также, что для формальных случаев предлагаются все те же бледные, бело-бежево-кремовые тона с золотом или серебром. А для более свободных ситуаций - яркое разноцветье.
Снизу слева - варианты защиты обуви и носков на случай дождя и прочей сырости под ногами. Защита съемная. Может быть как пластиковым "мешочком" с креплениями, так и тканевой "насадкой", подобранной в цвет ансамбля.
Картинка 9.

Сумочки для ансамбля кимоно.
Также совершенно необходимая деталь хотя бы потому, что кимоно не имеет карманов, а все необходимое надо куда-то складывать.
Слева в самом верху - типичная сумочка для формально-торжественного комплекта. Обычно можно прибрести комплект: дзори и сумочка, выдержанные в едином стиле и цветовой гамме.
Центральный ряд - нарядная сумочка для вечеринки, сумочка для траурного комплекта, полу-формальная сумочка для визитов.
Снизу - варианты неформальных сумочек для простых видов кимоно. Понятно, нуждаются в строгой координации со всем ансамблем как по цвету, так и по стилю.
Снизу слева - сумочка, сделанная из платка-салфетки "фурошики". Просто и удобно. Но подходит только к полуформальным или неформальным ситуациям и ансамблям.
Ну, и чисто напоследок - картинка дамы в кимоно типа "иро-томесоде" в полном комплекте. Чтоб посмотреть, где чего приспособлено из того, что описано выше.
Картинка 10.

В таком наряде можно пойти на торжественный ужин, в театр и другие полуформальные мероприятия.
Обратите внимание на силуэт - ровный, аккуратный столбик. Никаких выпуклостей-впуклостей.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для начала - немного общих сведений.
"Кимоно" по-японски можно писать хираганой "きもの", как оно чаще всего и пишется. А можно и канджами "着物", которые переводятся просто и незамысловато: то, что одевают. Правда, если лет двести назад "кимоно" имело значение просто "одежда", то в наше время под "кимоно" понимается вполне определенный вид одежды - традиционный японский, как мужской, так и женский. А также детский и фестивальный.


На этом развороте показаны все основные современные виды женских кимоно. В порядке возрастания формальности слева направо. Т.е. крайнее левое - самое легкомысленно-неофициальное, а последнее справа - самое парадно-официозное.
Стало быть, перечисляю их тоже в порядке возрастания официозности слева направо по развороту:
1. Юката - ゆかた.
2. Тсумуги - 紬.
3. Комон (Эдо-комон) - 小紋 (江戸小紋

4. Иромуджи (Мофуку, Иро-мофуку) - 色無地 (喪服, 色喪服

5. Хоумонги (Тсукэсагэ) - 訪問着 (付け下げ

6. Фурисодэ - 振袖.
7. Иро-томэсодэ - 色留袖.
8. Куро-томэсодэ - 黒留袖.
В скобочках указаны подвиды, которые часто упоминаются как независимые разновидности кимоно.
Кимоно бывают:
"авасэ" 袷 - кимоно с подкладкой - носят зимой, ранней весной и позденй осенью (с октября по май).
"шяавасэ" 紗袷 - кимоно из тонкого шелка (газа) с подкладкой - носят летом (конкретно - в июне).
"хитоэ" 単衣 - кимоно без подкладки - носят весной, летом и осенью (с мая по октябрь).
"усумоно" 羅物 - тонкое кимоно, чаще всего сшитое из полу-прозрачного шелка "ро" - носится на пике лета, в августе.
Полотно для кимоно может быть соткано из предварительно окрашенной пряжи разных цветов, давая рисунок в полосочку, клеточку и т.п. Также полотно может быть соткано из монотонно-окрашенной (или вообще не окрашенной) пряжи и рисунок наносится либо трафаретным способом на ткань (комон), либо рисуется мастером вручную (юзэн). По статсусу и стоимости кимоно, украшенное вышивкой и/или рисунком в технике "юзэн", ценится выше, чем кимоно из "трафаретной" ткани. Кимоно, сшитое из ткани, состоящей из предварительно окрашенных разноцветных волокон, - самое дешевое.
Формальные виды кимоно (томэсодэ, фурисодэ, хомонги) обычно украшаются рисунком в технике "юзэн" и/или вышивкой.
Все остальные - шьются из более просто окрашенных тканей.
Теперь немного более подробно о каждом виде кимоно.
Начнем с самого формального - куро-томэсодэ (黒留袖


Вот на картинке полный ансамбль.
Как следует из названия, куро-томэсодэ - кимоно из монотонно черного шелка с рисунком только ниже пояса и короткими рукавами. Как правило, рисунок выполнен с преобладанием бело-серебрянно-золотой гаммы и прочих светлых тонов.
В доисторические времена расположение рисунка и его тема однозначно говорили о том, чем занимается семья дамы и каковы примерно у них доходы. Поскольку сейчас куро-томэсодэ бОльшей частью берут на прокат, рисунок обычно нейтральный.
Однако, до сих пор существует зависимость рисунка куро-томэсодэ от возраста дамы. Чем старше дама, тем меньше в рисунке "посторонних" цветов и обычно рисунок меньше и скромнее.
Вот, к примеру:


Слева - рисунок для молодой женщины. Справа - для дамы в возрасте.
Есть и промежуточные неопределенные варианты, примерно подходящие для дам в широком возрастном диапазоне (от 20 до 50).
Куро-томэсодэ всегда имеет все пять гербов (на спине, на рукавах и на груди).

Примерно так. Обратите внимание: на этом кимоно рисунок идет непрерывно, начинаясь от середины примерно левой полы (которая сверху) и заканчиваясь там, где обычно и накладывается верхняя пола на нижнюю. Достаточно часто встречающийся вариант дизайна, называемый "Эба".
Куро-томэсодэ - наиболее официозное из всех видов кимоно. Носится исключительно замужними дамами. Комплект не допускает никаких вольностей и - упаси Боже! - хоть какого-то намека на сексуальность. Наряд должен продемонстрировать статус солидной дамы, ее положение и доходы ее мужа (семьи).
Надевают на свадьбы (обычно матери жениха и невесты), на очень официозные сборища, для официальных визитов к людям, занимающим значительно более высокое положение. Это не вечерний туалет. Скорее - смесь парадного и официального костюма.
В комплект обязательно входят все слои нижнего белья и выравнивающих фигуру тряпок. Надеть куро-томэсодэ без нага-джюбана, например, - это все равно, что надеть смокинг на голое тело.
Все нижнее белье и нага-джюбан - белые шелковые или из современных материалов, имитирующих шелк (исключение только самое нижнее белье, которое обычно хлопковое).
Изредка куро-томесодэ носят вместе с дополнительным слоем кимоно, надеваемого поверх нагаджюбана, - хиёку. Но чаще всего ограничиваются современной имитацией дополнительного слоя - специально подшитой "подкладкой", так, чтобы краешек был виден около ворота, в разрезах рукавов и отвороте верхней полы.
Накладной воротник нага-джюбана хан-эри и хиёку обычно украшены шитьем белого, серебрянного или золотого цветов.
Пояс-оби для куро-томэсодэ должен быть тканым преимущественно из золотых нитей с рисунком, подходящим к самому кимоно.
Тип оби - фукуро. Т.е. пояс двусторонний и с рисунком по всей длине пояса. Узел - исключительно "тайко".
Оби-джимэ и оби-агэ - белого (или светлых пастельных тонов), золотого или серебряного цветов. Никаких дополнительных украшений в виде хитромуных бантиков, брошек "оби-домэ" или бусиков не положено.
Единственное необходимое "украшение" - статусный веер сэнсу. Должен иметь черные лакированные боковины и направляющие рейки и монотонно золотую или серебрянную поверхность без рисунка. Боковины могут быть украшены мелким рисунком подходящей темы.
Носки таби - исключительно белые шелковые.
Сумка и тапки дзори должны быть в едином дизайне, подходящем под общий ансамбль. Цвета тоже - белый или пастельных тонов, серебряный, золотой.
Например:

Макияж и маникюр - натуральных цветов, неброский.
Украшения для волос также ограничены серебряным, золотым и белым цветами. Стиль прически - строгий.
Короче, скука страшная. Наглядное изображение "золотой клетки".
Вторым по формальности считается иро-томэсодэ (色留袖


Полный ансамбль иро-томэсодэ.
"Томэсодэ" можно очень вольно перевести как "рукав, оставленный без рисунка". Это относится и к куро-томэсодэ, и к иро-томэсодэ.
Стало быть, иро-томесодэ - кимоно из монотонно-окрашенного шелка с рисунком только ниже пояса и короткими рукавами.
Это кимоно носят равно и замужние, и незамужние дамы. Разница в возрасте и положении показывается, в основном, основным цветом шелка и размером рисунка и его цветовой гаммой. Чем ярче цвета и обширнее рисунок, тем моложе дама-хозяйка кимоно.
Потому иногда в аннотации к конкретному иро-томэсодэ указывается возрастной диапазон, для которого это кимоно подходит.
Вот, например, слева - кимоно для дамы в возрасте 30-50 лет, а справа - для 40-60 лет:


Иро-томэсодэ может иметь пять гербов. Тогда по формальности оно полностью приравнено к куро-томэсодэ. И все, что написано для черного официального кимоно, справедливо и для пяти-гербового цветного. Т.е. все детали костюма должны быть выдержаны в бело(пастельно)-серебряно-золотой гамме с минимумом излишеств и максимумом скромности.
Это наиболее формальное кимоно для тех, кого трудно назвать "девушка", но мужа при этом не имеется ("старые" девы и разведенки). Это кимоно на свадебную церемонию могут надеть подружки невесты или жениха, родственницы и прочие дамы старшего поколения.
Если иро-томэсодэ имеет только три герба (на спине и на рукавах), то это уже считается менее формальное кимоно. Не говоря уже про один-единственный герб.
Мало-гербовое иро-томэсодэ можно надеть в театр, на чайную церемонию, в гости к старшим товарищам, на пьянку средней степени формальности.
Такое кимоно допускает больше вольностей в деталях. Например, хиёку ("подкладку") можно заменить фальшивым цветным воротником "датэ-эри". Допустимо больше вариаций в цветовой гамме оби-агэ и оби-джимэ. Можно использовать небольшие украшения для пояса-оби в виде брошек "оби-домэ" или хитроумно-завязанного узла оби-джимэ. Правда, такое украшательство больше дозволено молодым дамам. Солидным матерям семейств надлежит демонстрировать строгость и сдержанность.
Короче, немного повеселее, но и только.
Третьим по формальности видом кимоно считается "фурисодэ" (振袖


Полный ансамбль фурисодэ.
Фурисодэ носят исключительно молодые незамужние девушки как парадное кимоно. Причем, если учесть конкретный возраст носительниц (10-20 лет), то скорее даже - девочки. Девушки после совершеннолетия фурисодэ носить не должны. Это уже время других видов кимоно.
Чем младше девочка, тем ярче и наряднее весь ансамбль. Допустимые цвета для девочек варьируются от "очень ярко" до "вырви глаз". Ближе к 20-летию и рисунок поскромнее, и цвета побледнее. Хотя в наше время мало кто соблюдает это правило и на День Совершеннолетия ("сеиджин-но шики" 成人式, второй понедельник января) большинство девушек наряжается так ярко, как только возможно.
Рукава у фурисодэ могут быть трех возможных вариантов длины:
"оо-фурисодэ" - 大振袖 - с длиной рукава 114-125 см.
"чю-фурисод" - 中振袖 - с длиной рукава 91-106 см.
"ко-фурисодэ" - 小振袖 - с длиной рукава 76-86 см.
В доисторические времена длина рукава была показателем состоятельности и важности родителей девочки: чем длиннее рукав, тем мажорнее предки.
В наше время обычно предпочитают носить "оо-фурисодэ" на День Совершеннолетия (все ж помнят о традиции и хочется показать себя во всем блеске, тем более, что фурисодэ обычно берут напрокат). А "ко-фурисодэ" чаще всего носят с брюками-хакама в комплекте, обычно надеваемом на день получения диплома.

Вот так примерно. Это хакама с ко-фурисодэ.
Фурисодэ надевают на праздничные вечеринки, на свидания, для посещения храмов (особенно - в Новый Год), в театры, на чайные церемонии, в гости к подружкам по праздникам (Хина-матсури, например).
Нага-джюбан для фурисодэ может быть как белого, так и другого цветов. Обычно - розовый или красный, с вышивкой и рисунком. Очень часто для неформальных выходов хан-эри (накладной воротник нага-джюбана) может быть кружевным, ажурным или яркого контрастного цвета. Также допустимы кружевные рукава-содэ для нага-джюбана.
Дополнительного слоя хиёку обычно не бывает. Но часто используют "фальшивый" дополнительный воротник "датэ-эри" подходящего цвета.
Обычно фурисодэ не имеет гербов в наше время. Или в особо специальных случаях имеет все пять.
Пояс-оби - обычно "фукуро", полноцветный, с крупным и ярким рисунком. Завязывается всевозможными пышными узлами в форме бантиков, бабочек, цветов, очень часто с использованием дополнительных накладок для придания пышности.



Оби-агэ может быть также широким, ярких цветов, иногда завязанным поверх самого пояса-оби и заправленным за отворот воротника.
Оби-джимэ может быть завязан красивым объемным узлом, с вплетением дополнительных шнуров. И украшен шелковыми цветочками, бусиками, брошками оби-домэ. Короче, чем больше наворочено, тем веселее.

Носки-таби - белые шелковые.
Сумка и дзори - желательно одного дизайна и цветовой гаммы.
Макияж и маникюр может быть довольно ярким. Зависит от конкретной ситуации. Если комплект надевается на вечеринку со сверстниками, то возможно довольно яркое цветосочетание. И довольно много вольности допустимо в отношении прически и украшений к ней.

На этой картинке слева - фурисодэ. Обратите внимание на узел оби-джимэ, широко повязанный оби-агэ и датэ-эри совершенно контрастного зеленого цвета.
Справа - тсукэсагэ.
--------------------------
Стало быть, юката (ゆかた

Юкату носят с июля по сентябрь приблизительно.
"Юката" можно записать и канджами. Причем, встречается два варианта написания с одинаковым прочтением.
浴衣 - современное, дословно "одежда для бани". Первый иероглиф значит "баня, ванна", а второй - "одежда".
湯帷子 - историческое написание (юкатабира), используется редко, точно также значит "одежда для бани".
Собственно, уже из названия понятно, чем эта одежда была когда-то: банным халатиком, пижамой.
Хэйанские дамы пользовались такими для посещения о-фуро (ванны). С периода японской истории Адзучи-Момояма (вторая половина 16го века), юкаты для посещения бани надевают уже практически все слои японского населения. А во времена Эдо легкие халатики становятся неформальной одежкой для летней жары, которую не брезговали носить ни крестьяне, ни самураи, ни прочие жители городов и сел.
Но и своего исходного смысла как одежда для бани и сна юката не потеряла. Во всех японских гостиницах, рёканах и публичных банях вам обязательно предложат юкаты (правда, кое-где - за отдельную плату).

В отличие от остальных видов кимоно, юката может быть сшита НЕ из шелка. Набивной хлопок, разной тонкости выделки, лен и местная разновидность пеньковых волокон. Шелковые юкаты бывают, но значительно меньше распространены в наше время. Современные ткани иногда бывают с дополнением синтетических волокон, чтоб не мялось или для придания ткани интересных фактурных эффектов (типа букле или какого-нибудь рельефного рисунка).
Опять-таки, в отличие от других видов кимоно, юката (сама по сути - нижнее белье) не нуждается в таком количестве "внутреннего содержания": нага-джюбан с юкатой не носят, равно как обычно не пользуются дополнительными тряпками для ликвидации талии. Хотя и запрета нет.
Короче, если вам хочется просто расслабиться в жаркий летний денек, то юкату можно надеть на стандартный набор нижнего белья (тусы-лифчик), подпоясаться - и все.
Если же вы хотите посетить какое-нибудь мероприятие, где "себя показать и людей посмотреть", то лучше добавить юката-хадаги (ゆかた肌着


Юката-хадаги.
Рукава могут быть длиннее или короче (может и вовсе не быть), кружавчики тоже не обязательны.
Касательно поясов для юкаты.
Поскольку юката - самое неформальное кимоно, то и пояса для нее много проще, чем для более "серьезных" кимоно.
Что НЕ НОСЯТ с юкатой: формальные и полу-формальные оби (мару-оби, фукуро-оби, нагоя-оби) - тяжелые, двухслойные, шитые золотом полноцветные пояса. Это как к пижаме нацепить бриллиантовое колье или вместе с плавками галстук повязать на голую шею.
Соответственно, что носят:
1. Самый распространенный вариант - "ханхаба-оби" 半幅帯 - дословно "половинной ширины оби".
Тканый хлопковый (но бывает и шелковый или из синтетических волокон) пояс шириной примерно в половину обычного оби.
Т.е. если обычный парадный оби примерно 30 см шириной, то ханхаба-оби - около 15 см. Длина такая же или немного меньше - 360 см.
Понятно, что такой пояс завязывать много проще, чем широкий. Потому вариантов узлов для ханхаба-оби существует совершенно гигантское разнообразие.



Ханхаба-оби может быть однотонным, многоцветным, с рисунком или полосато-клетчатый, двусторонний или односторонний... Какой угодно, короче. Подбирается под цвет и рисунок самой юкаты.
Модные варианты ханхаба-оби в большом ассортименте водятся на одном из крупнейших местных сайтов он-лайн продаж "Ракутен"
Есть еще менее формальный пояс для юкаты - так и называется "юката-оби", более редкий вариант названия "ёнсун-оби" (四寸帯

Такие же пояса носят с мужскими юкатами. Только мужские юката-оби обычно более темных и сдержанных цветов и рисунок более "мужской", обычно геометрический (всякие квадратики-крестики и т.п.).


Слева - мужской пояс для юкаты, справа - женский.
Кстати, обматывать основную часть пояса вокруг тушки не обязательно ровно и плоско. Можно и слегка красиво подвернуть краешек (особенно, если пояс двусторонний с разными цветами) или повязать "накрест" (как на самой верхней картинке).
2. Последнее время популярностью пользуются ханхаба-оби с уже завязанным бантиком. Т.е. в компект входит пояс, который нужно просто плотно обмотать вокруг талии, и конструкция вроде широкой "шпильки", которая втыкается за пояс сзади и привязывается веревочками, чтоб не потерялось.
Пояса такие называются "тсукэ-оби" 付け帯, "тсукури-оби" 作り帯, "мусуби-оби" 結び帯 - это все значит одно и то же: уже завязанный пояс.
Готовые узлы разнообразием не отличаются, обычно это бантик. Зато какое фантастическое богатство расцветок!

Это тоже с "Ракутен"
3. С ханхаба-оби обычно не носят оби-аге (тонкий шарфик, повязываемый над оби). Зато носят "хэко-оби" 兵児帯 - широкий шарф-кушак из тонкого, легко драпирующегося шелка.
Ширина такого кушака обычно от 50 до 75 см при длине около 4х метров.
Изначально это был мужской пояс, темных тонов, часто окрашенный в технике "шибори". К концу эры Мейджи пояс стал популярным дополнением к детскому парадному кимоно и одним из вариантов пояса для юкаты.
Только для детских парадных кимоно хэко-оби повязывается ПОД основным поясом с бантиком на левом боку:
А на юкатах хэко-оби либо ВМЕСТО пояса, либо ПОВЕРХ, как дополнение и украшение. Причем, таких поясов может быть два, разных цветов (как контрастных цветов, так и сочетающихся).
Современные хэко-оби делают не только из шелка, но и из искусственных волокон (особо популяре полиэстер). С гофрировкой, кружавчиками, вышивкой люрексом и всякими прочими наворотами для пышности и красоты.

Во такая красота! Еще варианты можно посмотреть тут.
На пояс к юкате цепляют для пущей красоты и яркости и оби-джимэ (шнурок декоративный), завязанный крупным узлом, и оби-домэ (брошка к оби-джимэ), часто в виде цветка из шелка, и бусики всякие в два-три ряда, и еще сверху чтоб кружавчики торчали.
Короче, юката - это самое подверженное моде кимоно. Расцветки меняются каждый год. И то, что было остро модно в прошлом году, в этом носить уже негламурно.
Поскольку полный набор для юкаты стоит относительно недорого и вполне сравнимо по цене с модными летними ансамблями европейского стиля, такое стремительное изменение понятно (хотя насколько оно разумно - вопрос отдельный).
К юкате помимо пояса прилагаются обувь (чаще всего гэта, которые носят на босу ногу) и сумочка.
И то, и другое таких же ярких и праздничных тонов, что и сама юката. Обычно в сезон можно приобрести комплект из двух-четырех основных предметов ансамбля. Самый простой - юката и ханхаба-оби. Самый полный включает гэта и сумочку.

Моделей гэта и сумочек для юкат сейчас существует совершенно гигантское разнообразие и по цвету, и по материалу, и по форме. Можно составить комплект от очень сдержанного традиционного стиля до ультра-модного и ультра-яркого молодежного. На любой вкус.
Носки с юкатой не носят.
Зато носят всякие побрякушки на прическах. Чем ярче и красивше, тем лучше.
Примеры и образцы можно глянуть тут.
В общем, думаю, вы уже поняли, что юката - это нечто легкомысленное, праздничное и яркое. Настоящая летняя одежда. Наряд для многочисленных летних фестивалей.
Несколько фоток напоследок, сделанных в магазинах. Это то, что предлагалось носить в этом сезоне.

Пожалуй, наиболее классический комплект. Сдержанно и по делу. Такое подойдет молодой женщине, уже замужней и с детьми. Ханхаба-оби, оби-джиме с брошками оби-домэ в виде цветочков, легкий газовый шарфик. Для пущей загадочности.

Справа - мужская юката, довольно-таки молодежный вариант.
Слева - женская, уже более модно-навороченная. Хэко-оби повязан пышным бантом поверх ханхаба-оби и украшен бусиками.
Оно же поближе:

Бусики видите?

Выставка манекенов с юкатами. На переднем плане - мини-юката.
Это безобразие (простите мне мои консервативные взгляды) появилось в местных магазинах года два назад примерно. В прошлом году я уже показывала нечто подобное. Правда, на улицах я пока этого не видела.
В остальном - все те же хэко-оби и бусики.

Оно же с другого ракурса.
В прошлом году с мини-юкатой предлагалось носить колготки ярких цветов или леггенсы. В этом году на одной из витрин видела вариант с высокими сапогами (простите, фотика в тот момент не было).

Вариант модного оформления пояса,
Классический вариант не предполагает использование оби-аге и дате-эри с юкатой. Но для моды запретов нет.

Мини-юката. Обратите внимание, что и воротник тоже не простой: украшен дополнительным "подворотничком" дате-эри с интересным эффектом.

Кружавчики. Модный вариант оформления пояса и воротника.

Детский вариант юкаты.
Обычно для детей используется только хэко-оби, как более мягкий и щадящий.

Еще вариант оформления пояса. Два хэко-оби и оби-джиме с бусиками.

Художественная небрежность. Наворочено-то!
А это - классика!

Ханхаба-оби и никаких излишеств.
(все нагло стырино от сюда:
zajcev-ushastyj.livejournal.com/122300.html
zajcev-ushastyj.livejournal.com/126846.html
zajcev-ushastyj.livejournal.com/143011.html)
@темы: Что-то новое =), Косплей, япония, спионерил, МечтЫ-ЖеланиЯ